Sunday, June 20, 2010

Buses

Автобусы.

На автобусе (максимум - на двух) можно доехать до практически любой точки Окландского региона. Это означает, что путь пешком между нужным зданием и остановкой никогда не превысит 1 км. Как правило, 500-800 метров - это уже далеко, и можно выбрать другой маршрут, который подходит ближе. На сайте общественного транспорта можно указать 2 любых адреса в регионе и получить список всех возможных маршрутов, включая автобусные, железнодорожные, водные и комбинированные, со временем по каждой части маршрута, картой, указаниями как дойти от первого/последнего адреса до/от остановки, и стоимостью каждого варианта.

Все автобусы, как и поезда с паромами, ходят по расписанию. В будни чаще, в выходные реже. На автобусных остановках по всему Окландскому региону стоят электронные табло, которые показывают на ближайшие полчаса-час номера маршрутов, конечную остановку, и для каждого - сколько времени ждать. Всё это обновляется каждую минуту. Казалось бы, ну и что? Загнали один раз утверждённое расписание, и пусть себе показывает. Ан нет. Окландские автобусы снабжены системой позиционирования на основе GPS. По мере движения автобуса по маршруту, информация поступает в центральную систему контроля общественного транспорта, и информация на электронном табло обновляется с учётом движения каждого автобуса. Т.е. показывается реальное время до прибытия, а не расчётное по расписанию, которое может изменяться из-за задержек на маршруте - город, всё-таки, пробки, светофоры и всё такое. Самое большое опоздание, которое мне пока встретилось - 7 минут, это было в час пик.

Но и это ещё не всё. Чтобы стимулировать людей пользоваться в городе общественным транспортом, а не загружать дороги своими автомобилями, для автобусов созданы приоритетные условия движения. Во-первых, на многих улицах и дорогах для них есть отдельная полоса. Т.е. когда вся улица стоит, автобусы спокойно едут. Использование этих полос автомобилями сурово штрафуется. Во-вторых, на множестве перекрёстков стоят датчики, связанные с системой позиционирования автобусов. Если зелёный сигнал светофора вот-вот должен переключиться на красный, а датчик фиксирует приближение автобуса, то переключение светофора задерживается на 10 секунд. Если горит красный, а датчик фиксирует ожидающий автобус, то зелёный переключится на 10 секунд раньше.

Автобус остановится, если на остановке кто-то проголосует или пассажир нажмёт кнопку "stop" - для ускорения движения и уменьшения выхлопных газов. Кстати кнопки "stop" в автобусе расположены так, что с ЛЮБОГО сидения можно, не вставая, дотянуться рукой. Интересно, что ещё встречаются старые автобусы, где сигнализация на выход сделана в виде тросиков, тянущихся по стенкам вдоль окон. Когда надо выходить, пассажир дёргает за шнурочек, натяжение передается по хитрой системе тросиков, и у водителя звонит колокольчик. Но это, конечо, уже раритет.

No comments: