Сегодня публикую заключительную часть рассказа о Птичьем острове Tiritiri Matangi.
Мы остановились на том, что, поднявшись на высокий холм в восточной части острова, мы увидели внизу кроны деревьев - покрытую лесом западную часть, и я показал открывшуюся панораму, почти круговую. Почти - потому что я утаил то, что было у нас за спиной:
Тиритири-матанговский маяк - один из немногих и чуть ли не старейший из сохранившихся в НЗ. Построен в 1864 году из чугунных блоков, отлитых в Англии, доставленных в НЗ по морю и собранных на месте. Высота - 21 метр.
История маяка наглядно иллюстрирует НТП. После постройки маяк был оборудован самыми передовыми по тем временам фонарной камерой и лампой, которая заправлялась рапсовым маслом, а в 1880-м его заменил парафин. В 1926-м был установлен автоматический ацетиленовый фонарь, и штат маяка сократился до 2 человек. Но в 1949-м фонарь снова стал обслуживаемым, т.к. были проведены работы по электрификации. В 1965-м была установлена ксеноновая газовая лампа мощностью 11 млн. свечей (это не опечатка - 11 миллионов!), которая стала самым ярким светильником в Южном полушарии. Его свет был виден за 38 километров. Жители Девонпорта, чьи окна выходили в сторону Тиритири, жаловались, что яркий свет маяка им мешает. Наконец, в 1984-м лампу заменили на менее мощную кварцево-йодовую, обосновав это тем, что уже сложно найти запасные 11-тимиллионные лампы. Несмотря на то, что номинальная мощность новой лампы составляет всего 50 Вт, хитрая фонарная камера по-прежнему дает световой пучок колоссальной мощности. В том же году маяк был частично автоматизирован и поэтому вновь лишился обслуживающего персонала. В 1990-м маяк стал полностью автономным и был переключен на питание от солнечной энергии.
В 1898-м рядом с маяком был построен туманный горн, который работал на порохе, издавая "шум" на 7 миль в округе. В 1935-м он был заменен на другой, работающий на сжатом воздухе - меха нагнетали воздух в резервуар, а потом он пропускался через серию клапанов, издавая долгий низкий и очень громкий гудок. Этот прослужил аж до 1984-го, когда его заменили на электронный гудок. Сейчас, когда даже космические корабли оснащены GPS, не говоря уже об обычных, горн уже не используется.
После окончательной автоматизации маяка последний смотритель со своей женой оставались на острове в качестве управляющих заповедника, пока не ушли на пенсию в 2006-м.
Восточная часть острова, где расположен маяк, довольно высока и заканчивается очень крутыми склонами. Чтобы было понятно, вон та зелень на скале - это не кустики, это высокие деревья с раскидистыми ветками.
Еще на полкилометра в море выдается узкая коса, лишенная высокой растительности.
Мы одни на косе. Кусок суши, поднявшийся посреди океана. Дикая земля с реликтами цивилизации. Солнечный и ветренный день. Щум ветра в траве, шум прибоя, и в то же время - тишина. Трудно передать эти ощущения.
Тем более, когда вижу, как на ветру Иркина прическа повторяет "прическу" пальм.
Но пора двигаться в обратный путь. К пристани мы подошли почти одновременно с катером.
Приняв на борт пассажиров, он разворачивается на месте на 180 градусов и быстро набирает ход. Сильный ветер, волнение, катер здорово болтает, так что на ногах устоять почти невозможно. Крепко держась одной рукой за поручень, другой я делаю снимок удаляющего острова с невозмутимым маяком.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment