Saturday, January 16, 2010

Da Vinci machines - 2

Чтобы несколько разбавить яркую зелень, сегодня я выложу своё добавление к фотографиям, которые Ира сделала на выставке "Машины Да Винчи".

Напомню, что группа итальянских энтузиастов, следуя чертежам Леонардо и используя материалы, доступные в его время, сделала множество моделей его изобретений. Часть из них - уменьшенные, а часть- в натуральную величину, большинство - действующие, можно повертеть, покрутить, понажимать...

На меня одно из самых сильных впечатлений произвел один из самых простых экспонатов - сборный мост.

Смысл в том, что он быстро собирается из стандартных блоков, которые всегда были под рукой, - бревен - без дополнительных материалов. Все, что нужно, - сделать на концах каждого бревна полукруглые выемки под другое бревно, как это делается при строительстве избы. При этом, он может произвольно наращиваться до любой длины, позволяя делать переправы как через небольшие канавы, так и через реки. Они все одинаковые и соединяются любой с любым. Мост не только быстро собирается, но также быстро разбирается, чтобы использовать готовый материал дальше. Имея в арьергарде несколько повозок с готовыми бревнами, армия могла быстро перемещаться, легко преодолевая рвы и реки, не оставляя за собой "инфраструктуры", ставя такой мост там, где нужно, и такой длины, которая потребуется. А теперь просуммируем: 1) использование простых стандартных блоков; 2) сборно-разборная конструкция; 3) масштабируемость (scalability); 4) повторное использование блоков (reusable components); 5) мобильность (portability)...
Поистине, все гениальное - просто!

Вообще, War Machines (военные машины) - это отдельная часть выставки. К сожалению, наука всегда работала в первую очередь "на войну". Есть простые изобретения - как, например, вставляющиеся в крепостную стену бревна, позволяющие защитникам легко опрокидывать приставные лестницы. Есть и оригинальные для того времени, как, например, корабль с системой кругового огня.

Сначала я решил, что здесь используется принцип револьвера, но в описании было рассказано другое. В центре конструкции находится общий запал для всех пушек, чтобы они стреляли все одновременно. Это, во-первых, обеспечивает устойчивость корабля, а во-вторых, одновременный обратный ход обеспечивает (внимание!) безоткатность орудий (это в конце 15го-то века!). Корабль должен был пробиться в гущу вражеской эскадры, чтобы там "рубить всех в капусту". Конечно, сейчас можно найти довольно много изъянов в этой конструкции. Но для того времени!...

Есть уж совсем изощренные изобретения. Идея кругового огня в гуще неприятельских войск, видимо, очень нравилась Леонардо, и он по аналогии с тем кораблем сделал... танк. Самый настоящий. Причем, круглый, с 8-мью пушками.

Для наглядности, на этой модели крышка приподнята, но в "рабочем состоянии" конструкция полностью закрыта. Танк передвигается на колесах. Изначально, предполагалось использование лошадей, но потом Да Винчи справедливо решил, что от оглушающих выстрелов в темном ограниченном пространстве лошади вряд ли будут спокойно двигаться вперед. Поэтому он сделал ставку на ручную силу, поставив коловороты, крутящий момент с которых через "зубчатые колеса" (прообразы шестеренок) передается на колеса танка.

Передаточные механизмы вообще были одной из любимых тем Леонардо. Именно он изобрел и шестеренки, и цепной механизм, и собственно цепь. Плавно переходим к "мирному космосу".

Вот знаменитый велосипед с цепным механизмом. И то, и другое - изобретения Да Винчи.


Шестерни в полной мере использованы в другом известном изобретении - "самодвижущейся повозке", автомобиле на педальной тяге, прообразе нынешних веломобилей. Здесь, кстати, впервые используется руль с колесом как поворотный механизм.


Еще одно его изобретение - подшипники.

Изучая взаимодействие материалов и форм, он дошел до того, что две однородные поверхности лучше взаимодействуют между собой, если их проложить чем-то, не имеющим углов и граней, и развил ее практически до современных реалий.

Ира уже показывала эту колесную лодку, сказав, что это - прообраз водных велосипедов.

Принцип работы, конечно, тот же. Но в этой моделе предполагался ручной привод - лодка управлялась двумя стоящими людьми; они обеими руками крутили коловороты, которые приходились им примерно на уровне груди. Причем, работая в противофазе, они обеспечивали равномерный ход лодки.

"На земле" было, "на море" было, остается "в небесах". Ира уже показывала прообраз вертолета. Но Да Винчи постоянно прорабатывал идею полета человека с помощью собственной ручной тяги - крыльев, которыми его обделила природа. Он тщательно исследовал строение крыльев у птиц и то, как именно они летают, чтобы построить человеческие крылья. Одним из самых совершенных изобретений стала эта конструкция. К сожалению, фотография получилась неудачной, фокус ушел на дальний план, но она просто дает представление о конструкции и масштабах.

No comments: