Wednesday, December 19, 2012

Driver license

Автоправа

По случаю сдачи второго экзамена по вождению и получения полных водительских прав (йо-хо-хо!), надо рассказать о новозеландской системе автоправ.

Права – это пластиковая карточка размером с кредитку, с фотографией, именем, датой рождения, уникальным номером, по желанию владельца – адресом, подписью, а также отдельной «галкой» – согласием или несогласием быть донором органов в случае смерти. Права бывают ученические, ограниченные и полные. Соответственно, голубого, жёлтого или салатового цвета. В любом виде, являются первым и в большинстве случаев необходимым и достаточным удостоверением личности.

Итак, система получения автоправ – 3-ступенчатая, из трёх экзаменов.

Первый экзамен – теория. Сдаётся на компьютере, состоит из 30 вопросов, неправильно ответить можно только на один. После сдачи этого экзамена выдаются ученические (Learner’s) права. С ними уже можно садиться за руль, но при соблюдении следующих условий:
- на переднем пассажирском сидении должен сидеть «наставник» (supervisor, им может быть любой, имеющий полные права не менее 2х лет);
-на машине должны быть установлены знаки «L» (learner, ученик) – жёлтые знаки в углу лобового и в углу заднего стекла;
- ездить ночью (с 10 вечера до 5 утра) нельзя;
- не должно быть других пассажиров.

Не раньше, чем через 6 месяцев после сдачи теории, можно сдавать первый практический экзамен по вождению. Считается, что полгода – достаточный срок для освоения вождения. Считается также, что абсолютный минимум «налёта» – это 50 часов за рулём, но для нормального освоения необходимо 100-120 часов. Как бы то ни было, ученик не обязан ходить в автошколы, а наставником может быть любой с полными правами (но не менее 2х лет). Очень часто родители учат своих детей. Но и частных инструкторов тут много – законный малый бизнес, который можно иметь дополнительно к основной работе. Министерство транспорта, которое заведует автоправами, выпускает и имеет в свободном доступе на сайте очень подробное поурочное пособие для наставника, чему и как надо учить.

Первый практический экзамен проверяет все основные навыки вождения. Здесь нет «упражнений» и «города». Всё происходит на обычных улицах. Разумеется, утверждённые маршруты проложены так, чтобы протестировать все требуемые навыки. Экзамен сдаётся на своей машине. Инспектор вешает внутри на лобовое стекло зеркало на присоске, чтобы отслеживать, как и куда вы смотрите во время движения и манёвров. По ходу движения он даёт инструкции: следующий поворот направо, на круговой – прямо, остановись у тротуара, продолжай, развернись на 180, остановись и задом заезжай на дорожку, остановись и развернись в три приёма, на светофоре – направо… Смотрит, как вы выполняете и делает отметки на проверочном листе. В каждом задании оценивается несколько параметров – например, при манёвре, прежде чем придавить тормоз, посмотрел ли в зеркало заднего вида, включил ли поворотник заранее, проверил ли «слепую зону», насколько безопасен был манёвр, проверился ли в зеркало заднего вида после завершения манёвра… Каждый параметр может оцениваться как «да»/«нет», а может иметь вес. Кроме упражнений оценивается просто вождение – постоянная проверка зеркал, удержание дистанции, положение в полосе, следование дорожным знакам и т.д. Маршрут включает в себя движение на участках с разными ограничениями скорости. Кроме того, есть критические ошибки (допускается только одна за тест – например, слишком сильно высунули морду в ожидании поворота) и есть абсолютно недопустимые ошибки, которые сразу же останавливают экзамен (например, не выполнили полную остановку под знаком STOP).

Сдавшие первый экзамен по вождению получают ограниченные (Restricted) права под тем же номером, что и ученические, только жёлтого цвета и отметкой, что они – ограниченные. Ограничение состоит в том, что их владелец не может:
- без наставника водить ночью (с 10 вечера до 5 утра);
- без наставника возить пассажиров, за исключением ближайших родственников, у которых нет машины и/или которые не могут водить;
- водить машину с ручной КПП, если сдавал на «автомате».
Кроме того, для владельцев ограниченных прав страховые компании устанавливают более высокие ставки.

Заключительным шагом будет второй практический тест. Его можно сдавать не раньше, чем через ещё 6 месяцев, или через 3 месяца, если пройти курс безопасного вождения. Этот экзамен по форме повторяет первый, но по сути построен на более сложных манёврах, маршрут проложен через сложные перекрёстки, и кроме того, в нём необходимо при манёврах вслух проговаривать все видимые «опасности» (hazards) и то, что вы делаете по этому поводу. В отличие от первого экзамена, где на маршруте встречаются довольно однозначные ситуации, здесь они могут быть спорные, и инспектор оценивает, как вы анализируете ситуацию, принимаете решение и выполняете сложный манёвр.
Сдавшие этот экзамен получают полные (Full) права – точно такие же, как и ограниченные, под тем же номером, но – салатового цвета и не имеющие никаких ограничений, кроме вида транспорта (легковые автомобили).

Для завершения картины надо добавить, что владельцы иностранных прав (при наличии перевода) могут ездить по ним не более 1 года. В течение этого года им придётся сдать теоретический экзамен и один практический экзамен на полные права.

1 comment:

Anonymous said...

Поздравляю с получением полных водительских прав! Через два года я буду иметь своего личного наставника! Класс!
Света