Tuesday, July 13, 2010

SkyJump

В продолжение темы прогулки на Башне.

На той же площадке, что и SkyWalk, но в отдельно выгороженной секции работает SkyJump, о котором я тоже рассказывал в заметке о телебашне. Пока мы готовились и поднимались, Ира сфотографировала одного из "прыгунов".

Пока гид цепляет нас к страховке, по соседству прыгает девочка-припевочка. Он специально снимает это на видео для нас, потому что вид сверху мы никак иначе не получим. Прыжки можно наблюдать и снимать снизу, можно прыгать самому, но посмотреть на них сверху со стороны - только так. Девочку опускают метров на десять и тормозят, чтобы в сфотографировать (на видео слышно, как ей кричат: "Мария, посмотри наверх!"), и после этого уже отпускают в полёт.
Вот 1-минутный ролик процесса.
И он же на YouTube.

Все смотрят, как она "летит" вниз, а мне-то интересно, как это устроено.
На комбинезон надевается сбруя - ещё более основательная, чем у нас. На спине у сбруи - крепление, к которому цепляют металлический трос лебёдки. Параллельно спуску протянуты ещё 2 страховочных троса, которые заодно обеспечивают стабилизацию. Прыгуна цепляют к тросу и он шагает вниз. Лебёдка намотана (точнее - уложена) на вал, который, вращаясь, освобождает трос, и человек спускает вниз просто под собственной массой. Укладывают трос как нитку на катушку, и очень аккуратно, почти вручную - электропривод вращает вал в обратном направлении, а оператор рукой в металлизированной варежке направляет и укладывает на него трос, плотно виток к витку. Если получается зазор, вал останавливают, отматывают немного обратно и укладывают заново. Каким же образом обеспечивается контролируемый спуск с постоянной скоростью 80км/ч? Как при такой скорости на последних 15-20 метрах обеспечивается быстрое торможение так, что что точно в момент приземления скорость почти равна нулю? Инженерное решение оказалось очень простым. Никакого специального механизма торможения нет. И это правильно - выше надёжность. Вал вращается с постоянной скоростью, обеспечивая постоянную скорость снижения на основном отрезке пути. Но! Он имеет переменную толщину, плавно утончаясь в конце. Таким образом, к концу спуска вал, вращаясь с прежней скоростью, высвобождает всё меньше троса, чем и обеспечивается торможение. Красивое решение - простое!

No comments: