Friday, August 9, 2013

Kids talking - June-July

Дети говорят. Июнь-июль.

Похоже, Ира вернулась в свой блог "имене мене" всерьёз и надолго.
С её любезного разрешения, я немного добавлю к её предыдущему посту.

Дети говорят массу всего интересного. Постоянно ловлю что-то: "О! Надо записать." Зачастую сразу не получается, а потом уже не могу вспомнить.
Но всё же что-то остаётся. Вот, что набралось за почти 2 месяца со времени предыдущего "Дети говорят".

По-прежнему обожают рисовать. С бабушкой изучили все цвета.
- Какие цвета Алиса любит?
- Чёйный и яяньзевый.

Ира пыталась запарковаться вдоль тратуара, втиснувшись между двумя машинами, но габариты нашей "Эстимы" не позволили, и она поехала за угол на соседнюю улицу. Кристи со своего второго ряда комментирует:
- Не пол-лу-чи-лось.

Детей уложили днём отдохнуть. (Мы уже перестали называть это "поспать", потому что дома они категорически не спят, а распевают песни, хохочут и вообще бесятся.) Алиска заранее начинает торговаться:
- Не спать, а молоко.
После "сна" перой из комнаты выбегает хохочущая Алиса, подбегает ко мне и вдруг с серьёзным видом говорит:
- Плакала.
- Кто плакал, Алисонька?
- Алиса плакала.
- А почему ты плакала, что случилось?
- Маму ждала...

Мэга рисует на рисовальном экране.
- Мэга, что ты рисуешь?
- Подъёмный кран.
- А кто им управляет?
- Строитель.
Рисует и комментирует:
- Глаза-а-а, но-о-о-ос, уши-и-и...
Алиска смотрит и после появления двух болших ушей заявляет:
- Свинка получилась!

Месяца 3-4 назад у них началось и идёт до сих пор - они показывают свои игрушки похожим персонажам в книжках и мультфильмах. Ну, то есть, когда в мультике появляется медведь, надо непременно взять игрушку-медведя и показать их друг другу. Или, например, когда в книжке на рисунке - лошадь, надо притащить лошадь-качалку и ткнуть её мордой в страницу.

В детской на стене над "перенальным" столиком висит маленькая картина - набережная Сены, Эйфелева башня вдали, мост Александра III, силуэты прогуливающейся пары... Дети уже давно стали к ней присматриваться, пока их переодевают. "Это что?" - спрашивали они у бабушки. "Это Париж," - отвечала им бабушка. - "Когда вы подрастёте, мама и папа свозят вас туда." Однажды Кристи, как обычно, рассматривала картину, а потом показала пальцем на силуэты: "Мама и папа."

У детей в саду одна из воспитательниц, девочка Амелия из предыдущего поста, иногда приводит свою собаку - детям и развлечение, и познание мира, и обучение.
После одного из первых собачьих визитов Алиса рассказывает по дороге домой:
- Собака!
- Амелия приводила собаку?
- Да.
- А ты её гладила?
- Нет.
- А что ты делала?
- Боялась...
Но сейчас уже все освоились и не бояться гладить.
А потом как-то Алиса приболела и оставалась дома с бабушкой. Мэга с Кристей с утра капризничали, и, заговаривая им зубы, бабушка рассказывала, как здорово в детском саду, и как, наверное, Амелия снова приведёт своию собаку. Алиса, услышав это, подошла ко мне и говорит?
- Попросить.
- Что, Алиска, попросить?
- Собаку ещё привести...


Счёт до десяти полностью освоен на обоих языках. А по-русски - и дальше.
Мэга: - Чифиницать, пиняцать, синяцать...


И ещё Мэга активно использует "потому что", оперируя логическими связками:
- Алиса дома, патамута кашляет.
Это "патамута" мы часто от неё слышим.

За столом в ожидании обеда.
Кристи: "Киття..."
Ира: "Что - Кристя?"
Кристи: "...мясо будет."
Вернувшись с заготовки дров, спрашиваю и Иры, как они поели.
- А ничего так они поели. Сначала салатик, потом супа навернули, потом курочку с "маканёнами", потом хлеб с маслом... Нормально.
Наши дети.


Мэга сама застегнула пуговицы на пижаме.
Кристи: "Мэга сама. Какая Мэга молодец!"

Алиса играет с Кристи, делит между ними игрушки:
- Киття, тебе такую собаку.

Вообще, после того, как Кристи стала ходить, Алиска с Мэгой намного более активно стали с ней играть. Видимо, в детском мозгу триггером является именно этот, визуальный, признак взросления: пошёл - значит, есть, о чём говорить.

Осваивают русское словообразование.
Ира: - Сейчас высыплю печенье.
Кристи: - Да, высыплить.
Иногда получается ещё неожиданнее. Но они явно самостоятельно строят слова на основе того, что слышат.

Мы уже давно называем Алису "Алиска-трулялиска". Мэга с Кристей переняли это: "Алика-туалика". А недавно они стали называть так всех и вся: Мэга-туамэга, Киття-туакиття, мама-туамама, папа-туапапа, мишка-туамишка, кошка-туакошка...

Мэга разодрала наклейку с жирафом.
Кристи: - Это пйидётся выбосить, Мэг.


Они очень любят серию мультфильмов про ёжика и медвежонка, но больше всего, конечно, "Облака - белогривые лошадки" - ну, там, где он выдумал страну Тилимилитрямдию. Девчонки часто напевают: "А-бакаааа.."

А тут от Кристи услышал:
- Сядем на тележку и поедем. Далеко. Куда? В Тилимилитлямдию.

Угадайте, что за персонаж "дидика Маёз"?

Недели полторы назад вдруг:
Алиса: - Алиса любит...
Ира: - Что Алиса любит?
Алиса: - Папу.
Папа просто тает. И позже в тот же день совершенно осознанно:
- Алиса любит папу и маму.
А когда, проводив бабушку, возвращались из аэропорта, она в машине сообщила, что и бабушку любит.

В прошлую пятницу мне надо было вечером возворащаться на работу на несколько часов, и мы позвали на помощь Амелию, Ирка в предыдущем посте рассказывала. Одним из развлечений стал её iPhone - они играли с ним, фотографировали себя и игрушки, и рассматривали снимки. Амелия рассказывает, что в саду Кристи тихонько открывает её карман на молнии и вытаскивает iPhone. В другой раз Алиска играла с iPhone и неожиданно случайно его разблокировала и нажала спуск фотокамеры - с удивлением рассматривала себя на экране. А сейчас дома они носили Амелии русские книжки, чтобы она им читала. В ответ она попросила что-нибудь английское, и ей в итоге пришлось несколько раз подряд прочитать книжку про тигра.

Дети уже вовсю играют в ролевые игры - и сами, и с игрушками.
Кристи "шагает" куклой и приговаривет, смешивая два языка:
- Идёт гулять... Standing... (Кукла падате из рук) Ползает!
Любят укладывать игрушки в тележки и катать их. В частности, нравится миниатюрная коляска, но из всех игрушек в неё влезают только... ковбои. Смотрится замечательно.


Мэга наблюдает, как Алиса строит башню из кубиков:
- Алиса, ты чего собираешь?


Кристи играет с машинкой, открывает дверку и смотрит вовнуть:
- Тааак, значит, человечек здесь...

В выходные Кристи обратила внимание на пультик для CD-проигрывателя.
- Это как называется?
Ира: - Это пульт дистанционного управления.
Секундная пауза, поворачивается ко мне:
- Это мама чё сказала?
- Кристь, это называется пультик, просто пультик. (Ире) Дорогая, ты бы ещё добавила "на инфракрасном сенсоре".

У детей вообще начинается возраст вопросов.
- Это чё такое?
- Это как называется?
- Что мама сказала?
- Что папа спросил?
- Куда папа пошёл?
- Мама что делает?
- А где мама? (Алиска произносит "г'э?")

Страсть Иры к своей новой фотоигрушке не прошла мимо внимания детей:
- Мама фигативает.

Ещё по поводу словообразования.
Алиска пока не может понять, что "я" - это про себя, а "ты" - это про другого. Она слышит, что мы говорим: "Я делаю..." и пока считает, что "я" - это про нас. Т.е. спрашивая меня, что я делаю, она говорит не "Что ты делаешь?", а "Что я делаю?" ВОт такая путаница. Уже недели полторы я каждый раз спокойно объясняю ей значения слов, и как нужно говорить. Пока было безрезультатно. Но я и не давил, само придёт. Но тут вдруг в Мэга как ни в чём ни бывало:
- Папа, ты куда пошёл? Папа, ты что делаешь?
Я обрадовался, похвалил Мэгу, а в следующий раз, когда Алиска спросила меня: "Я что делаю?", обратился к Мэге:
- Мэг, как ты спросишь, что я делаю?
И Мэга, видимо, просекая фишку, повернулась к Алисе и радостно произнесла:
- Папа, ты что делаешь?
Снова похвалил, объяснил за что, проговорил всё заново. И ещё пару раз так было. А потом Алиска сама спросила:
- Ты что делаешь, папа?
Как говорил кот Матроскин: "Ура! Наконец-то заработало!" :)
Вот так Мэга учила Алиску правильно говорить. Та ещё не вполне освоила и постоянно снова сбивается, но курс взят.

Суровая правда жизни в женском обществе: полная стиральная машина исключительно красно-розовой одежды.

2 comments:

Oleg said...

Представляю. как с девчонками сейчас интересно. Новые слова, новые понятия. Все более осмысленные образы в разговоре. Молодцы Девчонки! И папа тоже замечательный пост опубликовал. Даже не знаю что лучше: описание детских разговорных опусов или фотографии. Кристи с белым медведем - безусловно модель. А Алиска в красном комбинезоне с ее неповторимым взглядом? И Мэга, строящая очередной сложносочиненный дом просто чудо.

Anonymous said...

Прочитала с удовольствием несколько раз. Практически все это девчонки говорили при мне и со мной, но я и половину всего этого не слышала. То ли проходило, как должное, и я не обращала внимание. То ли была занята другим. Читать их слова и вспоминать, при каких обстоятельствах они говорили, просто очень интересно.
Спасибо.
Света